Лиепая. Часть 1. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2014 г.

Лиепая




 Лиепая является третьим по величине городом Латвии (74 тысячи жителей). Первое упоминание о ней известно с 1263 года. Издавна это место служило гаванью и было связано с морской торговлей. В состав России город вошёл в 1795 году под именем Либава. К 1914 году здесь проживало около 100 тысяч человек.
 Я выехал из Клайпеды на автобусе, осуществляющем международный рейс, конечной остановкой которого была Лиепая. Достаточно быстро мы пересекли границу между Литвой и Латвией. Последняя сразу показалась более бедной. Дорожное покрытие было похуже, дома попроще, меньше скота на полях. Даже лес, и тот был несравним с произрастающим в западной Литве. Тем не менее, встретились места его вырубки. Водитель оказался добродушным балагуром и часто шутил на весь автобус. Выполнял просьбы пассажиров, а на одной из остановок даже вышел и помог женщине вынести тяжёлую сумку. Сразу мелькнула мысль: "А всё-таки, как плохо я пока ещё знаю прибалтов...". В конце пути с ним разговорились двое подвыпивших парней, затем, когда мы вышли на вокзале, я стал собирать велосипед, а потому через несколько секунд остался в одиночестве. Поднял голову и увидел рядом со своим рюкзаком ещё один, а вдали тех парней, бурно продолжающих разговор, начатый с водителем (только уже без него). В конце концов я докричался до них. Ребята не сразу вспомнили, что оставленная поклажа принадлежит им (больше претендентов не было, т.к. все остальные пассажиры вышли до вокзала). Поблагодарив меня, один из них взвалил рюкзак на свои плечи, и они скрылись из виду. Из окна автобуса Лиепая выглядела подзапущенной, особенно в сравнении с Клайпедой. Я начал движение к хостелу. Честно говоря, появились чувства, близкие к разочарованию, но моё сердце быстро оттаяло. В облике города, даже в воздухе было что-то родное, российское, русское. И чем дольше я ехал, тем все больше понимал, как Лиепая была интересна изначально, и уже предвкушал удовольствие от завтрашней прогулки.
 В хостеле я поселился один в 12-местной комнате. Т.к. вокзал (совмещённый) закрывали уже при мне, то вероятность подселения была низка. Предлагаемые условия были отличными. Не буду всего перечислять, только вспомню огромную террасу, на которую можно было выйти из столовой. (В правой части фотографии на втором этаже).

Лиепая




 Утро выдалось солнечным и нежарким. Мой хостел находился в Старом городе, но в северной его части, недалеко от Торгового канала, делящего Лиепаю примерно пополам. Сначала решил осматривать северную часть города. Для этого нужно было попасть на мост. Мельком смотрю в стороны, рассчитывая более внимательно сделать это после обеда.

Лиепая




Лиепая




Лиепая




Лиепая




Лиепая




 Небольшой сквер рядом с городским музеем.

Лиепая




Лиепая




Лиепая




Лиепая




 Вид на Торговый канал.с моста.

Лиепая




 Вчера я уже проделал этот путь в обратном направлении, когда ехал от вокзала. На правом берегу расположен Новый город. Его вид лишний раз напоминает, что понятие "новый" слишком относительно. Смотря с чем сравнивать.

Лиепая




 От моста решаю проехать по набережной, чтобы выбраться к северо-восточной окраине. Вид на противоположный (левый) берег.

Лиепая




Лиепая




 Напоминает Флотский бульвар в Николаеве. Только берег пониже, да солнце помягче.

Лиепая




 Следующий мост.

Лиепая




Дальше, вдоль берега, тянулось что-то промышленное, а потому, у водонапорки, я решил уйти от реки в городские кварталы.

Лиепая




 Практически сразу начался парк Райниса. Место это замечательное: деревья уже разрослись, но много солнечных лужаек. Слышно чириканье птиц, а ощущение прохлады (если оно необходимо в данный момент) создаст журчащий под кронами ручей.

Лиепая




Лиепая




Выезжаю периодически на Рижскую улицу, идущую также на север. Вчера показалось, что она является центральной в Новом городе. Сразу бросилось в глаза, что людей вокруг почти нет. Возможно, это следствие уменьшения численности населения и кризиса в производстве.

Лиепая




Лиепая




Лютеранская кирха построена в первой половине XX века.

Лиепая




Лиепая




 Свято-Алексеевская церковь (1907 г).

Лиепая




  Далее движусь вдоль железнодорожных путей, бессистемно осматривая соседние улочки. Это промышленный район и застройка лишний раз указывает на это обстоятельство. Пока фотографировал, рядом со мной вертелись два нетрезвых мужика. Повеяло чем-то родным. Правда, говорили данные граждане не по-русски...

Лиепая




Лиепая




Лиепая




Лиепая




 Фрагмент предприятия. На фото видны здания разных эпох. Но представлено ли среди них новое время, сказать не берусь.

Лиепая




 Вывеска магазина навеяла рассуждения на велосипедную тему. В странах Балтии для велосипедистов условия вполне комфортные. Одним из положительных моментов, кроме всем известных,  я счёл практически постоянный ветер (или ветерок) дующий с запада. Он не только приносит в регион европейские настроения, но и освежает граждан, находящихся на улице. А потому, у меня, во время езды, неоднократно возникало желание прибавить ходу, вместо того, чтобы отдохнуть.

Лиепая




 Что касается велоинфраструктуры, то подобные дорожки - штука весьма распространённая. Как видно, велосипедистам предлагается правостороннее движение.

Лиепая




 По себе знаю, что иногда можно увлечься приятной ездой по ровной поверхности и забыть об осторожности. Подобные сооружения помогают вспомнить о возможной опасности.

Лиепая




 Проехав приличное расстояние по северо-востоку города, я повернул к побережью. Теперь предстоит осмотреть район Военного канала. В 1890 году, по повелению императора Александра III, севернее Лиепаи началось строительство военного порта и крепости. После смерти государя, его сын и преемник, Николай II, назвал получившиеся сооружения портом Александра III. После образования государства Латвия это место обрело имя Кароста (что означает "военный городок").
 Достаю фотоаппарат, и у меня сразу же появляются вопросы. Обращаю их к подошедшей даме:
- Скажите пожалуйста, когда возведены эти здания? По их внешнему виду догадаться об этом  трудно.
 - Наш дом был сооружен в XIX веке одноэтажным, а лет 20 - 30 назад его надстроили.
 - А что это жалобно завывает вдали? Не животное ли взывает о помощи или, хотя бы, жалости?
 - Это что-то пилят на берегу канала. Не переживайте...

Лиепая




 А данные здания дошли до нас без изменений.

Лиепая




 Углубляюсь в жилые кварталы. Сооружения там находятся в разном состоянии. Обнаруживаю великолепное здание манежа.

Лиепая




 Перед Первой Мировой войной, по воскресеньям,  здесь устраивались конные соревнования и выездка лошадей. В будние дни проходили занятия по гимнастике. В настоящее время внутренний двор зарос аппетитной (для животных) травой.

Лиепая




Канал был вырыт для стоянки судов ВМФ, и долгое время не менял специализации. Отсюда уходила на Дальний Восток эскадра под командованием адмирала Рожественского для участия в русско-японской войне. Здесь был сформирован первый учебный отряд подводного плавания. Лишь после очередного обретения независимости Латвией он перешёл к коммерческой деятельности. Похоже, что именно эти брёвна издавали жалобный звук, который привлёк моё внимание ранее. Может быть, данное наблюдение станет первым шагом к открытию того, что у деревьев тоже есть чувства. И они могут плакать...

Лиепая




 За этим зданием находится бывшая военная тюрьма строилась как Морской госпиталь, но в этом качестве не использовалась. В настоящее время в ней музей. Побывав в литовских музеях оккупации, я уже понял, что особого интереса подобные заведения не представляют. Из-за однобокости взгляда и зацикленности прибалтийских аборигенов на узком сегменте тем интереснейшего времени, каким была вторая половина XX века.

Лиепая




 Водонапорная башня (1905 г) поражает своей гармоничностью. Ещё раз отметил про себя, что красный кирпич, без какой-либо обработки, прекрасно сочетается с балтийской природой: не слишком яркими небом и морем. В сособенности, если рядом присутствуют зелёные кроны деревьев.

Лиепая




 Первое богослужение прошло в Морском соборе в 1903 году. Во время Первой Мировой войны он был разграблен, а затем стал лютеранской кирхой (после обретения Латвией независимости). В советское время использовался для нужд военной базы.

Лиепая




 Выбираюсь на берег. Несмотря на то, что всё побережье устлано великолепным песком, здесь пустынно. Нежарко, видимо. Но и на скамейке никого нет. А ведь здесь так легко дышится!...

Лиепая




Рядом начинается Северный мол.. Его длина 1800 метров, ширина около восьми.

Лиепая




  Лебеди неплохо чувствуют себя в море.

Лиепая




 С южной стороны от меня порт.

Лиепая




 С северной останки оборонительных сооружений. Ещё дальше ветряк. Их здесь много, что лишний раз подтверждает правильность слов в гимне Лиепаи "...город, где рождается ветер...".

Лиепая




 Конечная часть мола не защищена от волн бетонными болванками. Это сказалось на его состоянии. Я пристёгиваю велосипед к какому-то крюку  и двигаюсь дальше пешком. В одном месте на меня стали пикировать чайки. Возможно, где-то поблизости находятся их гнёзда. По возвращении нужно будет проверить, были ли успешными их атаки...

Лиепая




  Наконец весь путь пройден.

Лиепая




 Я в восторге от этой небольшой крепости, комендантом которой, в данный момент, являюсь.

Лиепая




Под ногами звякнула пустая водочная бутылка, а из трубы, напоминающей печь, пахнуло дымком.

Лиепая




 В море видны сооружения, в которых может прятаться небольшой вражеский гарнизон.

Лиепая




Лиепая




 Если возьму в плен их командира, то этот камушек может пригодиться...

Лиепая




 В Лиепае сложные гидротехнические сооружения сохраняют порт от непогоды. Одни из ворот между волноломами.

Лиепая




В Каросте доля зданий с интересными фасадами и заколоченными окнами, к сожалению, велика. Но есть и вполне благополучные строения. Часть из них принадлежит ВМС Латвии.

Лиепая




Лиепая




Лиепая




   В 1907 году, в связи с изменениями в видении предстоящей войны, крепость в Либаве была упразднена. Оборонительные сооружения  предписывалось подготовить к уничтожению во время боевых действий. Которые начались в 1914 году. В апреле 1915 года русские войска оставили Либаву. В соответствии с приказом были взорваны крепостные батареи и радиостанция, у южных ворот аванпорта затопили несколько судов и большую землечерпалку, подорвали северный пролет железнодорожного моста через канал. Что-то сохранилось неплохо, хотя бы внешне.

Лиепая




 А какая-то часть бывших укреплений разбросана вдоль берега и ждёт, когда будет окончательно поглощена пучиной.

Лиепая




 Из этого фрагмента получится удобный дом для морских обитателей.

Лиепая




 Памятник литовцам, отказавшимся служить в вермахте и расстрелянным за это. Ранее стоял в другом месте.

Лиепая




 Пора возвращаться в хостел. Нужно пообедать, да и время, которое я заложил на северную часть города, заканчивается. Это снова берег Военного канала. Вдали мост Оскара Калпака. Считается, что он спроектирован знаменитым Густавом Эйфелем. Мост разводной. Его части поворачиваются горизонтально, каждая в свою сторону. На берегу скучает рыбак. Интересуюсь уловом, в ответ грустный ответ, что сегодня пока ничего не поймано, видимо, из-за ветра.
 - А что здесь бывает, что он не дует?
 - Бывает... - рыбак морщит лоб, пытаясь вспомнить, когда это было в последний раз...

Лиепая




 Смотрю с моста в море. Справа корабль ВМС Латвии.

Лиепая




 Далее следует район, называемый Северным предместьем. Останки военных сооружений.

Лиепая




 Католический костел.

Лиепая




 Опять попадаю в Новый город, который выглядит старше Северного предместья.

Лиепая




Лиепая




Лиепая




Лиепая




Баптистская церковь.

Лиепая




 Костел Св. Доминика (при монастыре).

Лиепая




И площадь Новой Лиепаи.

Лиепая




Лиепая




 Здесь я паркую свой велосипед рядом с симпатичной собачкой и иду в магазин за продуктами. Которые собираюсь вскоре приготовить.

Лиепая




                        Назад                                                                                    Вперёд




                                                         Перейти к другим рассказам



Buy for 40 tokens
Трудно представить, что сейчас можно чувствовать себя комфортно, при этом не общаясь с техникой на «ты». Скорее даже — на «эй ты, хеллоу, где мой горячий чай?» ))) Я говорю не про машины, самолеты или космические корабли, здесь другая история. Я про банальное:…
прекрасный репортаж

на мой взгляд невероятно большой
мне кажется лучше было бы сделать несколько частей
Спасибо. Не получается короче. Так увлекаюсь, что останавливаюсь только после пятого десятка фотографий...

Edited at 2015-11-28 09:04 am (UTC)
Не понравилось... Не красивый город (или фотки такие). Даже море его "не спасло"
милый городок, у меня дом называется Лиепая в Москве)
Так вот оно какое, знаковое для ВМФ начала прошлого века место!
Кстати, фамилию адмирала Рожественского поправьте :)
все по старинке про Прибалтику думаешь, что там все прилично, а там колхоз какой то обшарпанный :(
По поводу "зацикленности прибалтийских аборигенов" как уже говорилось тоже не всё так однозначно, вы ведь тоже совершенно равнодушны к досоветской жизни абориогенов, а аборигены соответственно не особенно понимает что хорошего от жизни в закрытой тюрьме (где ещё были и закрытые города) не чего не иметь, уничтожать инакомыслящих, под постоянным надзором строить какой то коммунизм, которого так и не случилось, да ещё в условиях войны со всем нормальным миров, угрозы взаимоуничтожения и ради чего - какого то коммунизма, ленинизма, брежневизма который оказался не кому не нужным. Хорошо в коммунизме только то что он кончился. Ну и вообще обаригены умудряется хотя с соседями мирно жить, чего не скажешь о странах попавших в военную лихорадку, кризис что является симптомом не хорошим.
И вообще слово "абориген" можно сменить на слово автохтон, местный и так далее, без диковатых туземных канотаций. Ну а "не туземцев" соответственно тогда называть "колонистами", "гастарбайтерами" и так далее, по миоему весьма приличные слова.
Кстати там у церкви в Каросте есть памятник чуть ли не команде знаменитого американского (потом русского) Крейсера "Варяг", по крайней мере от сюда в Русско - Японскую войну, Цусиму и так далее отправлялись моряки.

Edited at 2015-11-29 11:39 am (UTC)
Зацикленность эта бросилась мне в глаза в Литве. Я уже побывал перед этим в других бывших советских республиках. После этого также побывал в оставшихся. Там ничего подобного не встречал. Уж, что есть, то есть...
Не знаю, что обидного Вы нашли в слове абориген? Если его заменить на "автохтон", то многие, включая меня могут не понять и подумать, что я хочу обидное сказать про прибалтов. Очень уж оно некрасивое...
Кстати, Ваше предложение о применении слова "колонисты" поддерживаю. Оно значительно менее неприятное, чем "оккупанты". Слово "гастарбайтер" не годится, т.к. им обозначают людей, прибывающих для временных работ, а переехавшие русскоязычные граждане стали полноценными жителями и считали ваши республики родной землёй (как оказалось, напрасно).
Чтобы не быть голословным, позволю себе процитировать одного из читателей: "..что касается например Шяуляя, так многие русские, которые там жили в XIX в., просто на втором или третьем поколении языково ассимилировались в литовцев. Ведь Шяуляй это графы Зубовы. А Зубовы уж в конце XIX в. финансировали неегальную печать литовских книг, потом финансировали строительство литовских школ в Шялуяй. Скажем если такой известный литовский пианист Рокас Зубовас, тяжело сказать, насколько он умеет русский, ну и можно предположить, что в быту он только литовский использует. Или такие Воробьёвы. Так такой Микалоюс Воробёвас был пожалуй одним из ведущих критиков искусства, историков и специалистов искусства, знаменитый литовский архитектуролог...".
(Anonymous)
Спасибо за интересный репортаж о родном городе. Исправлю пару неточностей в нем. На фото не тюрьма в Каросте, а жилой дом, тюрьма находится за заборчиком, что виден на заднем плане фото и вид у нее соответсвующий. Сам музей напоминает скорее не музеи оккупации, а различные любительские музеи по ВОВ, Смотреть в нем особо нечего - камеры да коридоры, кабинет начальства с разной советской ерундой. Единственный плюс, что энтузиасты пытаются сохранить хоть какую то память о Лиепае как базе ДКБФ. Особой клюквы как пишут некоторые посетители в нем нет, немного театрально, скучновато, но без кровавого Гулага. За музеем есть кладбище где немцы расстреливали дезертиров.
Памятник на пляже не утонувшим, а латышским курелистам- призывникам отказавшимся служить в вермахте и за то рас стреляных в районе крепости, первоначально стоял в другом месте, но был смыт морем и теперь перенесен.
Спасибо за интересный репортаж о родном городе. Исправлю пару неточностей в нем. На фото не тюрьма в Каросте, а жилой дом, тюрьма находится за заборчиком, что виден на заднем плане фото и вид у нее соответсвующий. Сам музей напоминает скорее не музеи оккупации, а различные любительские музеи по ВОВ, Смотреть в нем особо нечего - камеры да коридоры, кабинет начальства с разной советской ерундой. Единственный плюс, что энтузиасты пытаются сохранить хоть какую то память о Лиепае как базе ДКБФ. Особой клюквы как пишут некоторые посетители в нем нет, немного театрально, скучновато, но без кровавого Гулага. За музеем есть кладбище где немцы расстреливали дезертиров.
Памятник на пляже не утонувшим, а латышским курелистам- призывникам отказавшимся служить в вермахте и за то рас стреляных в районе крепости, первоначально стоял в другом месте, но был смыт морем и теперь перенесен.
Пожалуйста. Рад, что Вам понравилось. Благодарю Вас за поправки. Всё исправил...