Каунас. Часть 2. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2014 г.

Каунас




 Следует признать, что возможности общения у носителя русского языка в Каунасе ограничены. Тем не менее, интересные собеседники есть и здесь. Для меня одним из них оказался хозяин City Hostel, расположенного по адресу Kestucio gatve, 91 (рядом с пешеходной зоной). Днём у него работали девушки, абсолютно не говорящие по-русски, он же заступал дежурить в ночь. Мужчина оказался общительным и эрудированным человеком. Русский язык для него родной. Мы проговорили с ним весь вечер. Думаю, что для русскоязычных туристов, собирающихся посетить Каунас, этот момент может оказаться важным. Кстати, и соотношение цена \ качество было в этом хостеле, одним из лучших. Утром я составил чёткий план на предстоящий день. Сначала будем смотреть Старый город.
 Любой путь я начинал по понравившейся мне пешеходной Лаисвес аллее. В этот раз обнаружил рядом с ней небольшую башенку.


Каунас




Самая древняя часть Каунаса расположена на стрелке, образованной реками Неман и Нярис. Погода была замечательной, а потому я решил выехать на набережную Немана.

Каунас




 Это здание (пожарная часть) позже посмотрим на старой фотографии.

Каунас




 Мост Витовта (советской постройки) ведёт в район Алексотас.

Каунас




 Посмотрим мельком, как выглядит данное побережье. На ту сторону мы перебираться не будем.

Каунас




 В старую часть города можно было бы попасть по набережной.

Каунас




 Но мы свернём в жилые кварталы.

Каунас




 Здание костела Божьего Тела.

Каунас




 Сильно углубляться в старую часть Каунаса пока не станем..

Каунас




Каунас




Каунас




Каунас




Каунас




 Костел Св. Николая (XV век) и монастырь бенедиктинцев.

Каунас




 Улица рядом называется Бенедиктинской.

Каунас




 Дальше начинается парк Слияния. Тут Нярис впадает в Неман. На его окраине скульптура старичка азиатской внешности. По-моему, без надписи (да и от той не было бы толку).

Каунас




 Строительство замка в этом месте началось в XIII веке. В 1362 году он был разрушен крестоносцами, но затем вновь отстроен. В XVII веке значительную часть замковой стены подмыли воды Няриса и она рухнула. В настоящее время отреставрирован фрагмент замка, в котором располагается музей.

Каунас




 Рядом находится костел Святого Георгия (XV век). Вплотную к нему примыкает монастырь бернардинцев.

Каунас




 Внутри проходит неторопливая реставрация, которая может длиться сколь угодно долго.

Каунас




 Обойдя вокруг костёла мы попадаем на Ратушную площадь. Рядом с костёлом Святого Георгия расположены Троицкая церковь (1634 г) и духовная семинария (1934 г).

Каунас




 У входа памятник литовскому просветителю Мотеюсу Валанчюсу.

Каунас




 Резиденция архиепископа (1930-е годы).

Каунас




 Пройдёмся по её двору. Скорее всего, все эти сооружения относятся ныне к семинарии.

Каунас




Каунас




 В здании бывшей почтовой станции (XIX век) открыт музей связи.

Каунас




 Небольшой фонтанчик под охраной огромных псов.

Каунас




 Продолжаем гулять по Ратушной площади.

Каунас




Каунас




Каунас




Каунас




 Памятник Майронису, литовскому литератору и теологу.

Каунас




 Костёл и монастырь иезуитов (XVII век). Позднее он был отдан ордену францисканцев, затем православной общине, техническому училищу. В настоящее время возвращён иезуитам.

Каунас




 Иезуитская гимназия во дворе. Орден иезуитов, пожалуй, самый загадочный и противоречивый из всех монашеских орденов. Он познал периоды взлётов и падений. Неоднократно иезуиты подвергались гонениям.  Современный Папа Римский Франциск является первым иезуитом на данном посту.

Каунас




 В середине площади находится ратуша (XVI век). Она благополучно пережила несколько реконструкций. С 1824 года не работает по профилю. В настоящее время используется для торжественных мероприятий.

Каунас




 Кафедральный собор Петра и Павла (1413 - 1655 годы). Костел имеет внушительные габариты. Его длина 84 метра, а ширина 34.

Каунас




 Внутреннее убранство также не оставит посетителя равнодушным. У центрального распятия достаточно многолюдно.

Каунас




Боковой придел.

Каунас




 Орган над входом.

Каунас




 Думаю, что эту даму узнали все. Именно она дала миру Спасителя. Который, в свою очередь, обещал дать людям жизнь вечную (проверить, выполнено ли это обещание, к сожалению, пока нельзя).

Каунас




 Вид уличного кафе напомнил мне, что и я могу неплохо перекусить в хостеле. Т.к. он находится рядом. Что и было сделано.

Каунас




 После обеда мне предстоял очередной дальнобой (я стараюсь распределять их равномерно по дням). В этот раз нужно было проехать в музей оккупации, находящийся на окраине. И конечно, фотографировать всё интересное, что попадётся по дороге (обратно я всегда стараюсь ехать новым путём). Теперь я без остановок выбрался на мост через Нярис, чтобы попасть на его правобережье. Вид на парк Слияния и соседние сооружения.

Каунас




 Возле данного дома находились ворота в еврейское гетто. Но до прихода немцев вооружённые литовцы уже убили несколько тысяч евреев. Постреляв, перед этим по солдатам отступающей Красной Армии. Когда 1 августа 1944 года войска СССР вошли в Каунас, в живых оставалось 2000 евреев. Это 8% от всего довоенного еврейского населения Каунаса.

Каунас




 Одна из улиц, по которым я ехал. И здесь доля частной застройки велика.

Каунас




  Новый костёл.

Каунас




 Далее, толкая велосипед перед собой, преодолеваю протяжённый подъём, в конце которого обнаруживаю смотровую площадку. С которой открывается неплохой вид на округу. Крыши Каунаса с высоты птичьего полёта.

Каунас




 Балкон кафе шагнул в пропасть.

Каунас




 По-моему, на памятнике головы двух коней. В любом случае, он заметно оживляет местность.

Каунас




 Вот и конечная точка моего маршрута. Заведение, оказывается, состоит из двух частей. Сначала иду в музей оккупации. Его здание построено в 1984 году. Перед поездкой я почитал материалы о Литве XX века и понял, что у меня есть вопросы к работникам музея. Поэтому сразу обратился к экскурсоводу с просьбой составить мне компанию. (Подкрепив её недорогим билетом).
 - Знаете, я не согласен с тем, как в Литве оценивают советский период в своей истории. Мне кажется, что слово "оккупация" здесь неуместно. Если возможно, то я бы хотел поговорить с Вами на эту тему рядом с выставленными для обозрения материалами.
 - Конечно. Прошу Вас...
 Сразу хочу сказать, что экскурсовод мне понравился. Он знает историю, хорошо говорит по-русски, умеет выслушать собеседника и не вспыльчив. Основную часть времени мне было интересно его слушать. Но часть моих вопросов остались без внятного ответа.

Каунас




 Итак несколько моментов нашей беседы.
 - На этих стендах представлены газеты, в которых выражается радость по поводу вступления Литвы в СССР. Если мы вспомним то время, то все понимали, что скоро будет война. Может быть в Литве было немало граждан, которые видели в СССР меньшее зло, а потому Литва и оказалась в составе Советского Союза? Не забывайте, что тогда в мире было сильно рабочее движение. Рабочие могли купиться на красивые, но трудновыполнимые лозунги, хотя и пожалеть об этом позже.
 - Литва была аграрной страной, а потому в ней не могло быть сильного рабочего движения. А выборы были сфальсифицированы.
 - Но для того, чтобы радостно встречать советских солдат, фальсифицировать выборы в масштабе всей страны, писать в газетах радостные статьи и делать иные вещи нужно много людей. Почему Вы говорите, что их было мало?
 - Мы знаем это.
 Стенд, посвящённый нацистской оккупации.
 - Знаете, рассматривая этот стенд я могу сделать вывод, что 200 тысяч евреев были убиты немцами.
 - Ну и что?
 - Но хорошо известно, что львиная доля погибших граждан Литвы еврейской национальности на счету литовских военных формирований. Члены которых и были потом наказаны. Что-то данное обстоятельство не вытекает из представленных материалов.
 - Но далеко не все из тех, кто стал после войны "лесным братом", причастны к убийству евреев.
 И в заключение.
 - Я посмотрел практически всё и моё мнение не изменилось. Мне кажется, что в Литве совершенно напрасно рисуют советский период исключительно чёрной краской. В то время было достаточно хорошего.
 - Вас, в России, зомбируют ваши СМИ. Поэтому вы не понимаете, какой это был ужас. (Мой собеседник был тогда ещё ребёнком). Даже в царское время было лучше (хотя был запрещён литовский язык). В советское время не было абсолютно ничего хорошего и полезного для Литвы!
 - А такой момент. После Первой Мировой войны Вильнюс входил в состав Польши. А советское руководство взяло и отдало его вам. В противном случае Литве нужно было бы воевать за него с поляками. Положить тысячи солдат на поле боя и... проиграть войну. Потому что Польша сильнее.
 - Да, Вильнюс отдали, - было видно, что тут ему добавить нечего.

Каунас




 Следующий музей - форт №9.

Каунас




Здесь представлены материалы, связанные с ушедшей эпохой, показаны камеры заключения. Т.к. форт всегда можно быстро превратить в удобную тюрьму.

Каунас




Понравились старинные открытки.

Каунас




 Показан гражданин на допросе. Трудно что-либо конкретное сказать по этому поводу. Но кабинет следователя выглядит вполне обыденно. Если кто бывал в подобных заведениях, то он со мной согласится. Думаю, что в 1950-е годы так выглядели аналогичные помещения и в "цивилизованных странах.

Каунас




 Я ещё больше укрепился в мнении, что тема "узников" в Литве искусственно раздута. И раздута однобоко, т.к. при этом не афишируется крайне негативная роль литовских вооружённых формирований, совершивших страшные и позорные преступления. Я задумался над этим моментом  литовской действительности. Как я понял, память о преступлениях советского строя является ныне центральным стержнем воспитания молодого поколения. Может быть, в стране сегодня просто нет ничего другого, подходящего на роль национальной идеи, нет стратегических целей?  А вполне естественное стремление к сытой и спокойной жизни, не подкреплённое духовной составляющей,  достаточно быстро трансформирует единый народ в сообщество равнодушных индивидуумов. Тут весьма кстати и пришлось советское прошлое?

Каунас




 Монумент на котором сплелись тела ещё живых людей.

Каунас




Ещё один мост через Нярис. Он расположен выше по течению. Видно, что берега крутые.

Каунас




 Улица быстро спускается к реке.

Каунас




 Вскоре (дорога идёт вниз) мы уже в старом Каунасе. Теперь самое время посмотреть парк Слияния. Т.к. рабочий день у многих уже завершён (или ещё не начинался), то посетителей в нём прибавилось. Кто-то играет в волейбол, группа ребят ходит по натянутому тросу, основная часть граждан не спеша гуляет. Можно посидеть у воды, поговорить о наболевшем...
 - У меня компьютер не видит принтер, я уже и монитор на него повернула, а он всё равно пишет, что не видит. Что мне делать?
 - Пальцем покажи...

Каунас




Данный тип скамеек, на которых удобно лежать, поколебал в моих глазах сложившееся представление о трудолюбии литовцев.

Каунас




 Вид на центр города. Слева чуть виден флажок башни замка, правее возвышается костёл Святого Георгия, еще правее сооружения комплекса семинарии.

Каунас




 Рядом со зданиями установлена фигура Иоанна Павла II.

Каунас




 Петропавловский собор освещён сейчас с другой стороны.

Каунас




Ещё один фрагмент Ратушной площади.

Каунас




 "Дом Перкунаса" (XV век).

Каунас




 Два здания со схожими обводами, но с разной степенью ухоженности.

Каунас




Каунас




 Каунасский факультет гуманитарных наук Виленского университета включил в себя здание лютеранской кирхи.

Каунас




 Костёл Витовта Великого (XV век). Храм начали возводить ещё во времена язычества, в честь того, что князь выжил, убегая от татар.

Каунас




 Далее следуем по Вильнюсской улице. Она приведёт нас к Лаисвес аллее.

Каунас




Каунас




 Посмотрим на культурную жизнь города. Вот, фотовыставка, к примеру. Конечно, она об ужасном советском прошлом. "...и узники кровавые в глазах". Интересно, какую фотовыставку могли бы представить убитые литовскими отрядами десятки тысяч евреев? Если бы им дали фотоаппараты перед смертью? И сколько посетителей выдержало бы подобное культурное мероприятие?

Каунас




Бывший президентский дворец (1860 г). До этого был резиденцией губернатора. В настоящее время здесь работает филиал Художественного музея.

Каунас




 Во дворе установлены фигуры трёх литовских президентов. Мы посмотрим на самого известного - Антанаса Сметону. Пришедшего к власти в результате военного переворота и правившего с 1926 по 1940 годы.

Каунас




 Здесь же представлена выставка фотографий старого Каунаса. Это пожарная часть, которую мы видели утром вживую.

Каунас




Хоральная синагога (1872 г).

Каунас




 Здание музыкального театра было возведено в 1891 году. В сквере перед ним установлены бюсты деятелей литовской культуры.

Каунас




 В 1972 году, на площади перед театром, сжёг себя 19-летний Ромас Каланта. Как считается, в знак протеста против существовавшего тогда строя. Я долго не мог найти памятник, установленный ему. Но оказалось, что всё время ходил рядом. Наверное, мимо прошли тысячи людей, не понимая, что это такое. Это сооружение удивило меня в Каунасе больше всего...

Каунас




                               Назад                                                                                      Вперёд




                                                        Перейти к другим рассказам



promo boris_mavlyutov december 27, 2020 15:18 87
Buy for 30 tokens
1 января. Английский проспект. Берегом моря... Большая Пушкарская улица. Большой проспект Васильевского острова. Большой проспект Петроградской стороны. Визит "Крузенштерна". Военно-морской музей. Возвращение "Седова". Гороховая улица. Дальнее…
Провинциальность как бы сквозит.А тема жертв советской оккупации это тупиковая идеология.Маленький народ вырабатывает в себе комплекс жертвы.))
Раньше литовский народ был куда более значительным в Европе. Наверное, это обстоятельство тоже играет роль...
Клёвый город! Литовцы конечно перегибают палку с советской эпохой. Понятное дело что лучше от неё дистанцироваться, но лишний раз сгущать краски не стоит, к тому же здесь явно не трезвый взгляд на тот период. Если задуматься то и оккупацией тот период нельзя назвать.
Обратный подход
(Anonymous)
Обратный подход - это считать Советский Союз - вершиной развития и пребывание в СССР - наилучшим что могло произойти.
То же самое касаясь пребывания в РИ.

Литовцы при СССР были привелигированной республикой, но этот привелигированный статус получили ,полагагаю, из-за своей "борзоты" (национализм, антисоветизм).
Т.е. "борзота" оказалась полезной.
Поэтому они и сейчас продолжают "борзеть", перегибая палку.
Ну вот и вторая часть, рассказ хороший, я правда думал, что в Литве все же повеселее, а так конечно дыра дырой. Место, где были ворота в еврейское гетто, особенно впечатлило)))) Ну и со своим психозом, по поводу "советской оккупации" , литовцы выглядят клоунами, правда отказаться от этой туфты им очень тяжело, на ней построена легитимность всей современной литовской элиты, начиная с мнимых убийств во время "вильнюсских событий" и дальше по нарастающей, к оголтелой русофобии. Впрочем большинство литовцев отнюдь не русофобы, а к своей государственной идеологии равнодушны.
да, ваша мнения очень важна


как только с первого коммента начали срать..
Интересно было посмотреть, опять большая территория и очень большое количество подробной информации. Хотя не поднялись на фуникулере в Алексотас посмотреть на Каунас с Неманских холмов, за то показали со стороны реки Нерис, с холмов Вилиямполе.
Что можно сказать по поводу советского периода. Там где сфотографирована фотография с советскими солдатами и кровавым пятном на самом деле идеологии не там много. Это выставка под названием "Дневник солдата", один художник из своего армейского прошлого сделал какую то выставку.
А так противоборство с советским строем в Каунасе и в Литве имеет довольно интересную и долгую историю. На пример до войны в Каунас из революционной, советской России бежало не мало людей которые не приняли новый порядок. Приежал Фёдор Шаляпин, который дружил с литовским оперным певцом Кипрасом Птраускасом, концертыровал, открывал Клайпедской оперы. Все внесли вклад в тогдашнюю, общественную, культурную жизнь. Иногда очень значительную. На пример Лев Карсавин крупный учёный, профессор, декан Петербургского университета, основатель теории "Евразийства" (слава Богу с Дугиным не чего общего не имеет :) ) советскими властями арестован и приговорён к высылке. Его пригласил Каунасский университет, где он жил, преподавал, выпускал книги, в том числе и на Литовском языке. А когда в Литву пришла советская власть его сослали в Сибирь и он умер от туберкулёза посёлке Абезь Коми АССР. Как это оценивать, конечно не чего хорошего в этом нет и такая судьба была типичная для литовской интеллигенции если она не успела убежать за границу. Или на пример Василий Сеземан, тоже известный Петербургский философ, участник Первой мировой войны оказался за границей, был приглашён в руководить философской кафедре в Каунасе и здесь жил и работал, печатался в зарубежных и литовских изданиях. ( Неужели надо думать как oca_888 что Карсавину был "психоз", он был клоуном и занимался "туфтой", или просто соединить "антисоветское" доревулиционное, контрреволюционное с советским и получить замечательное нечто :) ) Конечно все они были настроены антисоветски, как и общественное мнение вообще, которая тогда очень сильно оперлась на всякие традиционные устои, на пример католическую церковь, что отрицалось в Советском Союзе, частную собственнсь, фермерское хозяйство. При советской власти всего этого нестало, наступила колективизация, разкулачивание и такл далее. Такого уровня професоров как Карсавин тоже не стало. Потом не надо забывать что всем тогда руководил Сталин.
Я всегда большую территорию охватываю, потому что на велосипеде езжу. Смотреть только центр мне скучно. И негатива никогда не ищу, только, если он глаза режет...
Я понимаю, что советский строй во многом противоречил устоявшемуся литовскому образу жизни. Что вовсе не означает, что в нём абсолютно всё было плохим и неудачным ( я при нём жил), и того, что литовцы жили абсолютно правильно. Не хочется много рассуждать на эти темы сегодня (я ещё только начал про Литву писать), просто хочу спросить одну вещь. Я недавно колесил по Европе и убедился, что Вера в Бога уходит из сердец и душ европейцев. Поход в церковь становится, скорее, традицией, чем жизненной необходимостью. Несколько открытий науки или увеличение доли мусульман (или другие причины) добьют христианство в обозримом будущем. Пусть Литва идёт с некоторым отставанием, но она не избежит общего процесса. Я Вам желаю прожить ещё долго, представьте, придут внуки или правнуки, сядут на колени и спросят: "А за что гибли литовцы в середине XX века?". "За Бога, внучек...". "Но Бога же нет!...". Что Вы им скажете?... Получится, что люди не жалели себя из-за заблуждения. На которое им хотели раскрыть глаза.
До войны религиозное значение в Литве было очень большое, примерно как в Италии, Испании. На пример самая популярная периодика, которая приходила в каждую деревню это церковные газеты "Новости Францисканцев", "Новости Салезийцев" где в популярной форме обсуждались всякие мировозренческие вопросы которых теперь не всегда просто понять и делалось это довольно свободно, весело, печатались обсуждение новейшей философской мысли, экзистенциализм и развлечение, чуть не жёлтые страницы про жизнь в Франции, Америкии, какой небоскрёб построили в Чикаго, что случилось в Париже. С широким миром знакомила газета "Мисионерские новости" географический журнал про Африканские, Индийские чудеса и экзотику, что там нового нашли англичане или французы и так далее.
Выходит что Лев Карсавин такого рода убеждения и заплатил жизнью, ведь он участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации , в 1920 один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. Тогда очень ярко проявлялись разные мировоззрения.
Очень интересный и красивый город. Спасибо большое за такую увлекательную прогулку!
Автор молодец!
(Anonymous)
Автор молодец! Видно что человек с открытой душой к познанию нового. Не просто набор фотографий а чуствоется интерес к истории. А коментарии новоимпериалистов уверенных в особой роли России и прославяющих русский фашизм, нечего более чем гавкане потомков надзирателей Сибирских лагерей.
Re: Автор молодец!
Спасибо за похвалу. Не любите, когда кто-то имеет позицию, отличную от Вашей?... Но такая реакция на оппонента - не что иное, как слабость собственной аргументации.