
Еду в сторону Нарына. Строения продолжают оставаться вполне достойными.


Вот и берег реки. Т-образный перекрёсток увенчан вместительным рестораном. Показываю его по частям. Сторона кухни.

И гостевая часть.

В Уч-Кургане раннее утро. На улицах видны женщины, наводящие чистоту около своих домов и организаций. Не знаю, кому принадлежит инициатива в данном случае, но поведение вполне разумное. Если все хозяева уберут около своих строений, то везде будет чисто. Да и сами лишний раз не бросят мусор мимо урны.

В городе протяжённая набережная. Видно, что советского времени.

Именно у воды, где я качусь, народу немного, но проезжая часть уже заполняется машинами, пешеходами и велосипедистами. Все спешат по делам... Много школьников, у всех белый верх.

Наконец, навстречу мне попадается мужчина средних лет.
- Не подскажете, на другой стороне Нарына узбекская территория или киргизская?
Он улыбается и подаёт руку:
- Здравствуйте!... Тот ручей служит границей. Слева Узбекистан, справа Кыргызстан. А Вы откуда приехали?
- Из России. Турист...
- А из какого места в России?
- Из Петербурга...
- Жаль, что я спешу на работу... Пригласил бы Вас в гости...

Пока передо мной киргизская часть берега. Направляю туда фотоаппарат, чтобы посмотреть, чем занимаются братья-киргизы. Ага, за водой пришли...

Всадник на баране. Но почему-то сидит спиной вперёд. Или это баран не в ту сторону развернулся?

Дальнейшее наблюдение показывает, что овцы до сих пор играют большую роль в жизни этих людей. Также, как и эти люди в жизни овец...


Направляюсь влево, туда, где видел плотину. В глаза попадает неприглядная картина. Пограничный ручей несёт в воды Нарына (моего любимца Нарына!) какую-то жуткую грязь... (Хотя, возможно, поля её ждут...).

Она так и тянется вдоль узбекского берега. Тут уж с вёдрами за водой не придёшь...

Ещё и стоки со стороны Уч-Кургана...

В Ферганской долине выпадает недостаточное количество осадков для ведения интенсивного земледелия. Всего остального, для этих целей, хватает. Издавна здешние земли орошались. Каналы и арыки имели сложную конфигурацию, даже пересекались между собой, с использованием лотков и труб. В советское время была создана уникальная система подвода воды к местным полям. В 1940 году было закончено строительство Большого Ферганского канала, а во время Великой Отечественной войны Северного и Южного Ферганских каналов. Схема водных артерий Ферганской долины сложна, есть даже пересечения каналов с реками. Основную воду для их наполнения даёт Нарын, а начинаются они в районе Уч-Кургана. Следующий респондент мне объяснил дальнейшее распределение вод.
- Направо идёт канал в Наманган.
(Северный Ферганский канал).

- А левый в Андижан.
(Южный Ферганский канал).
- А как же сам Нарын? - заволновался я, - он что, кончается здесь?
- Нет, Нарын остаётся. Его русло проходит чуть правее андижанского канала. Конечно, воды в нём будет уже гораздо меньше.
Это я увидел и сам из окна автобуса позже...
Общая плотина. После неё воды андижанского канала и реки идут в разных руслах.

Начинается андижанский канал.

Увидел эту надпись на стене одного из домов. Что за меч? Не меч ли Тамерлана здесь зарыт? Неужели я на пороге разгадки великой тайны?...

Оказалось, что так обозначили мечеть. Иначе её трудно выделить среди окрестных домов. Но всё может вскоре перемениться, судя по куче лежащих во дворе кирпичей.

Качусь дальше в сторону базара. Оттуда идут нужные мне автобусы. Поворачиваюсь, сзади виден ресторан, а ещё дальше плотина.

Останавливаюсь у интересных зарослей. Проходящий мужчина поясняет:
- Когда-то воды в Нарыне было больше. Теперь она отступила и люди вдоль берега делают огороды.
- А власти не запрещают? Земля-то государственная?...
- Нет...

Прибываю на базар и меняю рубли на сумы (узбекская валюта) у менялы-частника. Узнаю откуда отправляется автобус в Наманган и начинаю рядом с ним складывать велосипед. Вокруг меня собираются любопытные, кто-то старается помочь подержать большой чёрный чехол.
- В мешок что, велосипед будете ложить?
- Можно велосипед, а можно, - заговорщицки приглушаю голос и киваю на молодую женщину, стоящую поодаль, - невесту...
Все смеются. Убираю свой багаж и сажусь в салон автобуса. Вскоре мы начинаем движение. Бросаю в окно последний взгляд на реку:
- Прощай, Нарын!...

Назад
Journal information